Поиск по сайту
Наша география
Locations of visitors to this page
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Зарегистрироваться
партнеры

"Родственники" темари - писанка



6 Апреля 2007

 

Утверждение о непосредственном близком родстве темари и славянской писанки было бы, пожалуй, чересчур смелым.

Однако некоторые параллели и аналогии в орнаментировании темари и писанок настолько явны, что поневоле заставляют задуматься даже не об их непосредственной связи, а, скорее, о восхождении используемых узоров и символов к неким древнейшим общечеловеческим истокам.

 Украшенные или расписные яйца как непременный аттрибут весенних праздничных обрядов известны у многих народов, в том числе и у японцев. У нас всем хорошо известны славянские писанки. Расписанные естественными красителями яйца, с глубокой древности использовавшиеся в славянских языческих обрядах, теперь, в основном, изготавливаются к Пасхе, а также становятся просто традиционным произведением искусства.

 Писанка давно привлекает внимание ученых, причем орнаментальной стороне вопроса придается не меньшее значение, чем обрядовой. Составлены подробные альбомы с образцами писанок. Ученые пытались классифицировать орнамент писанок по его конструкции, мотивам, народным названиям; делили на криволинейный и прямолинейный, на геометрический, растительный, антропоморфный, животный, солярный, религиозно-бытовой, а также на исторический, случайный исамобытно-новый. 

Вот с точки зрения классификации орнаментов и интересно сравнить темари и писанку.  

В писанках используется разметка столь же четкая, как и в темари. И если простая разметка, когда крупные орнаментальные мотивы расположены по бокам яйца или на торцах, достаточно очевидна, и совпадение можно посчитать случайным, то разметка 8СD (в нашей темари-терминологии) вовсе не так проста, чтобы напрашивалась сама собой.

Тем не менее именно этот тип разметки - один из наиболее используемых для писанок. Конечно, называется он не 8СD (впрочем, мы пока не знаем и традиционного японского названия - возможно, оно примерно такое же). Традиционные славянские названия - "сорококлинка", "24 клина", "ключевая восьмиквитка" и т.д.

Даже в тех писанках, где нет явно изображенной разметки, просматривается точная привязка крупных мотивов к знакомым нам 6РР и 8РР узлам.

 Наиболее же популярный узор для писанок - "роза" - "роза с гребешками", "роза с грабельками", "роза с бесконечником", "крестовая роза", "шелудивая роза". Как тут не вспомнить нашу любимую "хризантему" с ее многочисленными вариантами...

Интересно, что название писанок часто складывалось из обозначения типа разметки и названия основного узора. Н.Ф.Сумцов в своей монографии "Писанки" приводит следующие народные названия, записанные им в Анниной слободе Лебединского уезда Харьковской губернии:

  • Рожевка на 6 квиток;
  • Рожевка на 4 рожи-пивквиткы;
  • Рожевка на 2 рожи -- пивквиткы;
  • Рожевка на 2 рожи щелудывка;
  • Рожевка сторчевая, повна на 2 рожи;
  • Рожевка сторчевая на 2 рожи шелудывка.

 Применительно к темари "Рожевка сторчевая на 2 рожи шелудывка" означало бы "2 кику на простой разметке с выделенным оби".

Кстати, об оби. Как известно, оби - это широкий традиционный пояс для кимоно, и этим же словом обозначается широкий орнаментальный пояс на темари. Так вот, писанки тоже бывают "подпоясанные" и "распоясанные" - именно это слово используется для обозначения орнамента в полосе на писанках. 

Ну и, завершая поиск аналогий для темари и писанок, вспомним, что хотя темари сейчас считаются просто игрушкой, тем не менее одно обрядовое их применение все же сохранилось. Ритуальные игры с темари проводятся во время праздника девочек, т.е одного из первых весенних праздников. Таким образом, даже "временная привязка" у темари и писанок одинакова. 

Конечно, все вышесказанное нельзя считать строгим исследованием. Понятно, что любителю темари знакомые шарики мерещатся всюду. Но, возможно, что-то за всеми этими совпадениями и стоит... Может, попробуем обнаружить "родственников темари" еще где-нибудь? 


Как сделать "темари-писанку"?

Очень просто. Берем яйцо и с помощью специальной кисточки воском наносим на него узор (8СD разметку) на те места, которые хотим оставить белыми (можно предварительно сделать разметку карандашом). Воск годится от церковной свечки, а расплавить его удобно в чашечке аромалампы. Кисточка представляет из себя маленькую металлическую воронку, насаженную на деревянную ручку, но за отсутствием специальной кисточки можно использовать тоненькую клеевую или наносить воск спичкой. При некоторой сноровке, которая приобретается довольно скоро, получается вполне аккуратно. 

Окунаем яйцо в желтый краситель и держим его там до окрашивания. При этом окрасится все, кроме тех мест, которые защищены воском. Достаем яйцо, промакиваем салфеткой. Так же кисточкой наносим рисунок на те места, которые должны быть желтыми, и опускаем в красную краску. Достаем, промакиваем, и резервируем воском места, которые должны быть красными. Последняя стадия окрашивания - в черном или заменяющем его темном красителе. 

Чтобы снять с яйца покрывающий рисунок воск, яйцо надо осторожно нагреть вблизи свечки, стараясь не закоптить, и обтереть бумажной или тканевой салфеткой - при этом воск легко сойдет, оставив на яйце только тоненькую блестящую пленочку, а рисунок ярко проявится всеми своими цветами.


Автор:  Галина Горяинова

Возврат к списку




Рейтинг@Mail.ru